Понятие о Предвозрождении. Жизнь Алигьери Данте

Предвозрождение - переходный этап к Возрождению. Его главную особенность видят в дальнейшем отходе от церкви художественной культуры и заметно возросшем интересе к личностному началу в человеке. Но это еще не Возрождение, хотя бы потому что развитие индивидуализма происходит в рамках средневекового религиозного сознания. Предвозрождение в литературе — художественное осмысление процесса секуляризации (освобождении общественного и индивидуального от влияния религии). Это сомнения, раздумья, терзания, вызванные осознанием властного зова и столь же острым сознанием невозможности отказаться от авторитета традиции. Предвозрождение готовило возрожденческий антропоцентризм. Центральное значение в литературе в этот период приобретает поэзия — эта универсальная мудрость, философия в образах, ведущая за собой авторитет поэта. Пути развития поэтической культуры 13 — 15 вв. были сложными. В первой трети 13 века в результате похода северных французов, призывами папы Иннокентия 3, был разгромлен рассадник ереси Прованс, а вместе с тем прекратила жизнь и его поэтическая школа.

Что же касается художественной традиции трубадуров, то она нашла свое продолжение в Сицилии. В Палермо возникает сицилийская школа поэтов. Главные герои их лирики: Поэт, Дама, Амор. Основная тема: неразделенная любовь, любовь — страдание, любовь мука. Песни сицилийской школы полны жалоб, стонов. Но несчастная любовь — метафора их мироощущения. Поэты остро и больно реагируют на общее неблагополучие, они осознают свое трагическое одиночество в мире. жанры, в которых воспеваются радости любви, не привлекают внимания сицилйцев. На первом месте у них канцона, а рядом с ней сонет. Жизнь сицилийской школы была недолгой: в 50-е 13 века она прекращает свое существование, а эстафету из ее рук принимают поэты итал городов Флоренции и Болоньи. Рождается школа нового сладостного стиля (стильновизм). Крупнейшим стильновистом был Гвидо Гвиницелли(1230/40 — 1274) Болонья. Тема его стихов: любовь и благородство. Гвиницелли не связывал благородство с происхождением, сословной принадлежностью и материальным достатком. Человек ценен сам по себе, его благородство определяется чистотой чувства, святостью долга. Но любовь о которой пишет Гвиницелли — это не чувство к земной женщине. Это любовь к высшим духовным ценностям. Возлюбленная поэта уподобляется ангелам, деве Марии. Ниспосланная поэту любовь — знак признанности Богом. Взглянув на человека по-новому Гвиницелли восславил не лично, субъективное, а вселенское божественное. Лирика Гвиницелли — реабилитация человеческого, но еще не поэтизация индивидуального. Гвидо Кавальканти (1255/56 — 1300, Флоренция) — писал о любви, но по-иному трактовал ее, чем его предшественник. Любовь — глубоко личное, субъективное. Это не только благо, но трагедия, наваждение, болезнь. Поэтов объединяет : тв-во для них высшее призвание, а поэзия доступна лишь избранным аристократам духа. Оба добивались гармоничности, благозвучности своих стихов.
Данте родился во Флоренции в 1265 г. Поэт происходил из старинного дворянского рода. Однако семья Данте давно утратила феодальный облик; уже отец поэта принадлежал, как и он сам, к партии гвельфов ( партия, боровшаясяпротив германских императоров и их ставленников в Италии).

Алигьери Данте

Алигьери Данте 1265 - 1321

Достигнув совершеннолетия, Данте записался в цех аптекарей и врачей, который включал также книгопродавцев и художников и принадлежал к числу семи «старших» цехов Флоренции. Данте получил образование в объеме средневековой школы, которое признавал скудным и стремился восполнить изучением французского и провансальского языков, открывших ему доступ к лучшим образцам иностранной литературы. Однако наряду со средневековыми поэтами молодой Данте внимательно изучал античных поэтов, в первую очередь Вергилия, которого избрал, по его собственному выражению, своим «вождем, господином и учителем».
Главным увлечением молодого Данте была поэзия. Он рано начал писать стихи и уже в начале 80-х годов XIII в. написал много лирических стихотворений, почти исключительно любовного содержания. В возрасте 18 лет он пережил большой психологический кризис —любовь к Беатриче, дочери флорентийца Фолько Портинари, друга его отца, впоследствии вышедшей замуж за дворянина Симоне де Барда и умершей в 1290 г. Историю своей любви к Беатриче Данте изложил в маленькой книжке «Новая жизнь», которая принесла ему литературную славу. После смерти Беатриче поэт занялся усиленным изучением теологии, философии и астрономии, а также усвоил все тонкости средневековой схоластики. Данте стал одним из ученейших людей своего времени, однако его ученость носила типично средневековый характер, так как подчинялась богословским догмам.
Политическая деятельность Данте началась очень рано. Едва достигнув совершеннолетия, он принимает участие в военных предприятиях флорентийской коммуны и сражается на стороне гвельфов против гибеллинов ( партии, поддерживающей германских императоров, в основном феодалы). В 90-х годах Данте заседает в городских советах и выполняет дипломатические поручения, а в июне 1300 г. избирается членом правившей Флоренцией коллегии шести приоров. После раскола гвельфской партии он примыкает к Белым и энергично борется против ориентации на папскую курию. После того как Черные были побеждены Белыми, в их борьбу вмешался папа Бонифаций VIII, призвавший на помощь французского принца Карла Валуа, который вступил в город в ноябре 1301 г. и учинил расправу над сторонниками партии Белых, обвинив их во всевозможных преступлениях. В январе 1302 г. удар пал и на великого поэта. Данте был приговорен к большому штрафу по вымышленному обвинению во взяточничестве. Опасаясь худшего, поэт бежал из Флоренции, после чего все его имущество было конфисковано. Все остальные годы своей жизни Данте провел в изгнании. Скитаясь из города в город, он узнал, «как горек хлеб чужой», никогда больше не увидел родной Флоренции.
В 1303 году Данте приступает к работе над двумя трактатами: «Пир» и «О народном красноречии». Данте избирает в качестве языка не латынь, а итальянский язык, доступный всем. Одной из центральных проблем в трактатахстала проблема языка. И в той и в другой книге поэт говорит о достоинстве народной речи, которая должна бала стать основой литературного языка Италии. В трактате «Пир» видное место занимал и вопрос о благородстве. Вслед за Гвидо Гвиницелли Данте утверждал, что благородство определяется свойствами души человека, а не происхождением, состоянием и должностью. Благородство не наследуется, а приобретается, правда для Данте семя благородства — от Бога. Работу над «Пиром» Данте прекратил, очевидно, в 1307 (незакончен: хотел написать 14 канцон 14 прозаических комментариев — создано 4 трактата и 3 канцоны). Данте возвращается к активной политической деятельности, что было вызвано появлением германского князя Генриха 7. Данте поверил, что этому монарху суждено привести Италию к миру и национальному согласию. В 1310 г начинается итальянский поход Генриха. Данте начинает работу над политическим трактатом, в котором излагает принципы идеального мироустройства. В 1312 г трактат «Монархия» был закончен. Данте писал: « Люди земли — единый организм; то, что не может понять отдельная личность доступно разуму человечества, следовательно должна быть единая мировая монархия, с едиными законами для всех. Эта монархия является залогом мира, гарантом подлинного правосудия, справедливости и порядка». Этот круг размышлений логически приводил Данте к одному из острейших вопросов общественной жизни современности: как примириться духовной и светской власти, следовательно не соперничество, а согласие должны связывать эти власти. Трактат Данте пронизан идеей гармонии: веры и разума, философии и теологии, блаженства земного и блаженства небесного. Трактат должен был стать настольной книгой для истинного монарха, однако Генрих 7 не оправдал надежд Данте, а преследовал лишь корыстные цели. В 1313 г император умирает мечта Данте рухнула, а с нею и вера в возможное возвращение во Флоренцию.
«Новая жизнь» была написана в конце 1291 или в начале 1292 г. Эта книжка состоит из 30 стихотворений, связанных между собой прозаическим рассказом. Самое раннее из них относится к 1283 г., за ним следуют расположенные в хронологическом порядке стихотворения 1283—1291 гг., повествующие о любви поэта к Беатриче, о его снах и мечтаниях, а также о скорби, вызванной ее ранней смертью. Данте включил в «Новую жизнь» далеко не все свои стихотворения этих лет, а только те из них, которые он считал наиболее тесно связанными с Беатриче и наиболее достойными ее памяти. В результате такого субъективного отбора за пределами книги остался целый ряд превосходных стихотворений. В прозаическом рассказе, сопровождающем стихотворения, включенные в сборник, Данте избегает точных дат, никого не называет по имени и ограничивается намеками на события, вызвавшими к жизни то или другое из его стихотворений.
«Новая жизнь» начинается со встречи девятилетнего поэта с его ровесницей Беатриче. Уже тогда душа поэта «содрогнулась». Еще более сильное волнение вызвала в нем вторая встреча через 9 лет, на этот раз беатриче поклонилась ему и это наполнило его душу влюбленностью и блаженством. Потрясенный поэт уединяется и видит сон, который он описал в своем первом сонете. Он показывает бога любви Амора, несущего на руках даму и вкушающую от сердца поэта. Перед знакомыми поэт притворяется, что любит не Беатриче. Притворство удается поэту настолько хорошо, что Беатриче, убежденная в его неверности, перестает кланяться ему. Опечаленный поэт отправляется в уединение и проливает горькие слезы. Однажды, очутившись в большом женском обществе, он вынужден был объяснить дамам, почему избегает общества любимой женщины. Поэт говорит им, что видит высшее блаженство «в тех словах, что славят... госпожу». На эту тему он пишет знаменитую канцону, начинающуюся словами «Лишь с дамами, что разумом любви владеют». Данте создает новую поэтическую манеру, необычайно искренне и задушевно выражая свои чувства. Он много раз на протяжении «Новой жизни» рассказывает об облагораживающем воздействии, которое оказывает на него и на всех других людей Беатриче. Она распространяет вокруг себя как бы атмосферу добродетели; любовь, которую она вызывает в людях, сама направляет к добродетели. Облагораживающее воздействие Беатриче особенно усиливается после ее смерти — главного переломного события в «Новой жизни». Рассказ о смерти Беатриче подготовлен рассказом о кончине ее отца и о вызванном этим событием горе Беатриче. Поэта охватывает предчувствие, что вскоре умрет и его возлюбленная. Он видит во сне женщин с распущенными волосами, которые сообщают ему о смерти Беатриче. Мало-помалу он приходит в себя и успокаивается. Вдруг вбегает один из его друзей, восклицая: «Что ты делаешь? Ты не знаешь, что произошло? Умерла твоя возлюбленная, которая была так прекрасна!» В этих простых словах проявилось замечательное умение Данте набросать несколькими штрихами большую, волнующую картину. После смерти Беатриче отчаяние поэта не знает границ. Первые стихи, написанные после ее смерти, дышат исключительной глубиной и искренностью чувств. После нескольких лет безысходной тоски поэт встречает какую-то «сострадательную даму», жалеющую его, и на время увлекается ею. Но вскоре поэта охватывает раскаяние, он решает отныне всецело посвятить себя воспеванию Беатриче. Но для этого нужно долгое учение. Он будет накапливать знания для того, чтобы сказать о своей возлюбленной нечто такое, чего еще не было сказано ни об одной женщине. Так, конец «Новой жизни» содержит намек на «Божественную комедию», которая представляется поэту начинанием, предпринятым для прославления Беатриче.
«Новая жизнь» — первая в истории западноевропейской литературы автобиографическая повесть, раскрывающая читателю самые сокровенные чувства автора. Данте дает здесь необычайно тонкий и проникновенный анализ переживаний любящего человека. Вместе с тем в повести немало элементов, унаследованных и от литературы средневековья. Таковы многочисленные видения и аллегории, мистическая символика числа 9, таинственно сопутствующего всем важным событиям в жизни поэта, и т. д. К концу книги спиритуалистические настроения Данте усиливаются и его любовь к Беатриче принимает все более мистический характер.

Популярность: 4%

Затвитить пост!

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых комментариях по RSS